Огромный и растущий рынок шин OTR

08.07.2025
Самые большие в мире шины для внедорожников (OTR) имеют диаметр 63 дюйма и весят более 5600 кг. Эти массивные компоненты производятся для того, чтобы выдерживать экстремальные нагрузки, пересеченную местность и непрерывные рабочие циклы в горнодобывающем секторе. По мере расширения горнодобывающей деятельности и парка техники производительность, выбор и обслуживание шин становятся решающими рычагами в работе как OEM-производителей, так и вторичного рынка.

Открытые горные работы являются основным источником добычи большей части мирового годового объема минерального сырья и в значительной степени зависят от грейдеров, самосвалов и погрузчиков. В отчете Stratview Research о мировом секторе шин для горнодобывающей промышленности, отражающем их масштабы, указывается, что на долю наземной добычи приходится почти 70 процентов мирового спроса на шины для горнодобывающей промышленности. Однако подземная добыча также переживает рост в связи с увеличением спроса на минералы и металлы. Подземные машины обычно включают в себя такие механизмы, как буровые установки, скалеры, болтеры, погрузчики и шаттлы.

Что касается конструкции шин, то, согласно исследованию, шины со смещенным слоем остаются предпочтительным выбором для отрасли, на них приходится более 60 процентов от общего числа шин для горнодобывающей промышленности по всему миру. В то же время радиальные шины считаются топливосберегающими и обеспечивают хороший теплоотвод, что делает их предпочтительными только для сегментов с большим пробегом или высокой скоростью.

Согласно отраслевым данным, приведенным Stratview Research, к концу 2023 года парк активного оборудования для открытых горных работ составлял около 153 277 единиц, а по прогнозам, к 2030 году эта цифра превысит 176 500. Естественно, такой рост будет стимулировать новый спрос на шины со стороны OEM-производителей. Но сегмент вторичного рынка остается реальной движущей силой роста. Учитывая высокую капитальную стоимость горной техники, операторы обычно предпочитают заменять изношенные шины, а не выводить из эксплуатации все оборудование.

По данным Stratview, более 70 процентов спроса на новые шины в горнодобывающем секторе приходится на вторичный рынок.

Кроме того, по данным Stratview, ведущие горнодобывающие регионы мира географически разнообразны, при этом значительная активность сосредоточена в таких странах, как Китай, Австралия, Россия, Канада, США, Индия, Бразилия, Южная Африка, Перу и Индонезия. Эти страны стратегически позиционируют себя как ведущие в глобальной цепочке создания стоимости в горнодобывающей промышленности.

Однако, когда речь заходит о формировании спроса на шины для горнодобывающей промышленности, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), как сообщается, остается безусловным лидером с почти 60 процентами общего спроса на шины для горнодобывающей промышленности. В первую очередь это обусловлено такими странами, как Китай - крупнейшая в мире экономика горнодобывающей промышленности, и Индия. В 2024 году объем мирового рынка шин для горнодобывающей промышленности достиг примерно 4,6 млрд долларов США. США (почти половина стоимости всего региона АТР), став крупнейшим национальным рынком. Второе место занимают Соединенные Штаты, за ними следует Индия.

Доминирование АТР на рынке шин для горнодобывающей промышленности объясняется богатыми запасами природных ресурсов, дешевой рабочей силой и благоприятной геологией. Китай, Австралия и Индия обладают обширными месторождениями угля, железной руды, меди и редкоземельных металлов. Не стоит забывать, что в этом регионе также наблюдается быстрый рост индустриализации, урбанизации и спроса на энергоносители, что еще больше стимулирует горнодобывающую деятельность в регионе. Все эти факторы в совокупности позиционируют АТР как глобальный эпицентр горнодобывающей промышленности и шин для горнодобывающей отрасли.

Согласно опубликованному Международным энергетическим агентством (МЭА) глобальному прогнозу по важнейшим минералам на 2024 год, спрос на такие минералы, как литий, никель, кобальт, медь и редкоземельные металлы, удвоится, а если мир примет более решительные меры по борьбе с изменением климата, чтобы достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году (NZE), то к 2030 году спрос вырастет почти в три раза по сравнению с 2024 годом. Предполагается, что эта же траектория «неизбежно усилит спрос на долговечное, высокопроизводительное оборудование, горнодобывающие автомобили и шины для горнодобывающей промышленности».

По мнению Stratview, в горнодобывающей промышленности «минимизация времени простоя» является ключевым фактором, поскольку «время работы - это валюта». И, в свою очередь, это означает, что шины для горнодобывающей промышленности превратились из простого расходного материала в передовой инструмент повышения производительности. Возьмем, к примеру, «умные» шины. Такие технологии, как системы активного управления шинами, занимают лидирующие позиции, и примером тому может служить пример одного из ведущих бразильских предприятий по добыче железной руды (2024). По данным Stratview, это предприятие «сократило незапланированные простои на 20 %, сэкономив примерно 3,4 млн долларов США в год» благодаря использованию системы Active Tyre Managment.

Перспективы развития мирового рынка шин для горнодобывающей промышленности выглядят многообещающими: по прогнозам, рынок вырастет с 4,6 млрд долларов США в 2024 году до 5,3 млрд долларов США к 2027 году.